5 мая исполняется 200 лет со дня рождения Карла Маркса - немецкого философа, социолога, экономиста, писателя и поэта, политического журналиста и общественного деятеля. Портрет Карла Маркса был заказан Московским Комитетом РСДРП скульптору Анне Семеновне Голубкиной в 1905 году неслучайно. Ей выпала судьба быть свидетельницей и участницей больших социальных потрясений. Она была тесно связана с революционным движением. С юности воспитанная в атмосфере революционных настроений, Анна Семеновна в студенческие годы посещала социал-демократические кружки, хранила нелегальную литературу, распространяла прокламации, ухаживала за ранеными в дни декабрьского вооруженного восстания 1905года. В 1907 году за распространение большевистских прокламаций она была арестована и приговорена к заключению в крепость. Портрет Карла Маркса, созданный А.С.Голубкиной в 1905 году, стал первым в России художественным изображением немецкого философа, автора классического научного труда по политической экономии «Капитал. Критика политической экономии». Бюст Маркса скульптор выполнила в характерной для ее творчества импрессионистической манере лепки, граничащей с экспрессионизмом. Облик портретируемого лишен определенности, сходство с изображенным скорее ассоциативное. Образ, созданный скульптором, может восприниматься как некое божество, олицетворение стихийного могучего движения, вихря. Поиски гармонического единства вымысла с правдой, легендарности с документальностью характерны и для проектов памятников Карлу Марксу. Например, неожиданное решение было представлено скульптором С. Меркуровым. Фигура Маркса в его проекте для Ходынского поля располагалась на четырех слонах, что должно было символизировать мощь и непоколебимость его учения. В коллекции скульптуры Третьяковской галереи находится один из немногих сохранившихся конкурсных проектов памятника Марксу для Москвы, выполненный скульптором А. Гюрджаном около 1920 года. В его конструктивном решении чувствуется желание придать образу символическое решение. Постамент превращается в бурлящую лаву вулкана, из которой взмывает вверх фигура теоретика пролетарской борьбы. Аллегория здесь становится мощным средством, создающим сгущенность и концентрацию темы. К сожалению, большинство проектов, созданных для трех конкурсов такими авторами как Б. Королев, Н. Андреев, С. Меркуров, Я. Николадзе, С. Алешин и др., не сохранились. Текст: Н.Ю. Денисова

Теги других блогов: искусство памятники Карл Маркс